ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАОУ СОШ № 4 им. В.В. Самсонкиной

Краснодарский край Кущевский район
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
имени В. В. Самсонкиной
Утверждено:
решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 4 им. В.В.Самсонкиной
Протокол № 11 от 25.05.2021г.
Председатель ___________В.А.Черноусова

Приложение № 1
к приказу МАОУ СОШ № 4
им. В.В.Самсонкиной
№ 174/1 от 25.05.2021г.

Подписано цифровой
Черноусова
подписью: Черноусова
Виктория Александровна
Виктория
Дата: 2021.12.03 08:48:24
Александровна +03'00'

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 4
имени В.В.Самсонкиной
на 2021-2025 годы

ст. Кущёвская, 2021г.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кущёвская средняя школа № 4 была организована в 1937 году. Когда в
1941 году началась Великая Отечественная война, многие учителя школы и
старшие обучающиеся ушли защищать Родину. После освобождения ст.
Кущёвской от немецкой оккупации, в школу была назначена директором
Сементовская Валентина Андреевна. В трудных условиях пришлось
восстанавливать школу, приобретать мебель, оборудование, учебники, учебные
пособия и одновременно вести занятия. Сементовская В. А. 17 лет проработала
директором школы и у многих выпускников осталась в светлой памяти.
В 1976 году школу возглавила Самсонкина Валентина Васильевна. Славный
жизненный путь Валентины Васильевны был предопределен школьным
детством и юностью – только Учитель. Выбор был сделан, и ему Валентина
Васильевна осталась верна до последних дней, никогда не сомневалась в его
правильности.
Она прошла все ступени педагогической деятельности:
 старшая пионервожатая;
 учитель английского языка;
 заместитель директора по воспитательной работе;
 заместитель директора по УВР;
 с 1976 по 2004 год - директор родной 4-й школы.
В 1985 году было построено новое здание, где стал работать объединенный
коллектив двух школ № 4 и № 15, который возглавила Самсонкина Валентина
Васильевна.
25 лет она была бессменным руководителем школы, давшим путёвку в
жизнь более 2,5 тысячам выпускников, поэтому школа с гордостью носит имя
Заслуженного учителя Кубани, Отличника
народного просвещения Самсонкиной Валентины Васильевны.
С первых дней своего открытия школа существует как учебное заведение,
дающее высокий уровень образования.
В 2007 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных
учреждений, внедряющих новые образовательные программы.
По итогам 2013-2014 учебного года школе был выдан сертификат «Лучшие
школы России» (топ 200 сельских школ России).
В 2015 году школа вошла в перечень 100 муниципальных и
государственных общеобразовательных организаций Краснодарского края,
обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников.
По итогам 2015-2016 учебного года школа вошла в перечень 200 лучших
сельских образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие
образовательные результаты.
В настоящее время набор обучающихся в школу осуществляется как из
микрорайона расположения школы, так и из других микрорайонов станицы (при
наличии свободных мест).
Ежегодно в школе идет формирование специализированных,
профильных классов с повышенным уровнем освоения дисциплин:
-социально-экономический профиль;

-медико-биологический профиль;
-физико-математический профиль;
-психолого-педагогический профиль;
-универсальный.
В настоящее время в школе: 39 классов-комплектов, обучается 992
обучающихся в две смены. Воспитанием и обучением школьников
занимаются:
65 педагогических
работников.
Большая
часть
педагогического коллектива школы имеет высокие профессиональные
достижения.
Имеют высшее образование - 62 (95%), среднее-специальное - 3
(5%),
20 педагогических работников с высшей категорией,
21 педагогических работников с первой категорией,
14 педагогических работников, прошедших аттестацию на подтверждение
соответствия занимаемой должности, педагогических работников, не
имеющих категорию – 10.
Имеют звания:
Заслуженный учитель РФ - 2ч.
Заслуженный учитель Кубани - 2ч.
Отличник народного просвещения - 1ч.
Почетный работник общего образования РФ - 8ч.
Награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ - 6ч.
Кандидат филологических наук -1ч.
МАОУ СОШ №4 им. В.В. Самсонкиной
при организации
воспитательного процесса взаимодействует с районным музеем, Советом
Ветеранов, поисковым отрядом «Воинский Рубеж», управлением по
вопросам семьи и детства,
районной библиотекой, МКЦ района,
территориальной избирательной комиссий, МКЦ Кущёвского сельского
поселения, со спортивной школой «Лидер», спортивным комплексом
«Снеговик», «Дельфин», ДШИ, ДДТ, РДК, КДЦ станицы, 163 БТРЗ,
ДОСААФ, киновидеоцентром «Дружба», РОВД, ОПДН, КДН, линейной
полицией, ПЧС (пожарная часть),
Храмом Иоанна Богослова,
медицинским колледжем, ЦЗН, УСЗН, СК ГТК, ГО ЧС, В/ч, ЛТК.
Эти особенности определяют вектор уклада школьной жизни.
В школе создаются условия, при которых значимое дело становится
для ребенка сначала практикой участия, в дальнейшем переходит на
уровень разработки и реализации инициативы ученика.
Функционирует школьный музей «Хранители». Действует отряд ЮИД
«Светофорик». В 2008 году в школе была начата работа волонтерского
движения, где активом стал отряд «Беспокойные сердца». Ребята
шефствуют над памятником расстрелянных раненых госпиталя в годы
ВО войны на р. Кавалерка. Волонтеры школы участвовали в районных,
Всероссийский конкурсах, где не раз становились призерами и
победителями.
Ключевым моментом воспитательной системы в школе являются модельные
события, участие в которых обеспечивает каждому обучающемуся точку
3

приложения своих знаний, способностей и навыков творчества. Традиции,
сложившиеся в школе являются эмоциональными событиями, воспитывающими
у подростков чувство гордости за свои интеллектуальные, творческие и
спортивные достижения, осознание важности своего персонального вклада в
достижения школы, станицы, понимание перспектив своего личностного
развития в контексте развития района, края, страны.
Традиция воспитания в школе – атмосфера сотрудничества,
творчества и взаимообучения, поддержки.
В условиях реализации новых образовательных стандартов
классному
руководителю
отведена
роль
сопровождающего
и
поддерживающего ребенка в образовательно-воспитательном процессе,
формированию инновационного поведения обучающихся, созданию
условий для саморазвития и самореализации личности, успешной её
социализации в обществе.
Принципы воспитания:
- ориентир на создание психологически-комфортной среды для каждого
ребенка и подростка, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
- приоритет безопасности ребенка при нахождении в школе, в социуме;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел, как предмета совместной заботы и
взрослых и детей, где поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Для педагогического коллектива главной ценностью в построении
воспитательной работы является поддержка обучающегося в стремлении
своего интеллектуального, творческого, социального развития и раннего
профессионального самоопределения.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, ценности
религиозной культуры, искусство и литература, природа и человек)
формулируется общая цель воспитания в МАОУ СОШ № 4 им.
4

В.В.Самсонкиной – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, станицу,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
5

знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им - имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками, которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
6

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести, в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу или городу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания.
7

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по
созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать
воспитательные возможности общешкольных ключевых дел;
2) реализовывать потенциал классного руководителя в воспитании
обучающихся, обеспечивать активное участие классных коллективов в
организации общешкольных событийных мероприятий;
3) использовать воспитательный ресурс как основу по формированию
широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных
и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах внеурочной
деятельности, занятиях, объединений дополнительного образования;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
обучающимися;
5) инициировать и поддерживать школьное ученическое самоуправление
(ШУС) – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) планировать и организовывать для обучающихся экскурсии,
экспедиции, походы, поездки,
туристические слёты, реализовывать их
воспитательный потенциал через расширение культурного кругозора детей и
подростков, привитие бережного отношения к культурному наследию и
традициям, к природе и окружающей среде, воспитание детей
в духе
патриотизма, высокой морали и гражданственности;
8) организовывать профориентационную работу с обучающимися;
9) организовать
работу
школьных
медиа,
реализовывать
их
воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной
жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
11) организовывать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей через совместное планирование и организацию
различных мероприятий, на воспитание уважения к закону и правопорядку, к
человеку труда и старшему поколению;
12) организация профилактической работы и антисоциального поведения
обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом достижения всех поставленных задач.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
8

представлено в соответствующем модуле.
Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профориентация».
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела»,
«Детские
общественные объединения»,
«Школьные медиа»,
«Профилактика»,
«Экскурсии, экспедиции, походы»,
«Организация предметно-эстетической
среды».
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» (вариативный).
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и
детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (патриотической,
экологической, спортивной, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума:
1) патриотические акции: «Сад Памяти», «Вальс Победы», «Бессмертный
полк» (шествие
обучающихся
с портретами ветеранов Великой
Отечественной войны), «Факельное шествие», «День России»;
2) конкурсы: «Живая классика», «Без срока давности», акция «Письмо
солдату», «Посылка в госпиталь»;
3) праздники: «С днём рождения, моя станица Кущёвская!», «Фестиваль
национальных культур», «Рождественские встречи», «Школьный театр у
микрофона», «Смотры строя и песни», Фестивали ГТО, «Праздник
Детства»;
4) экологические акции: «Бумажный бум» (сбор макулатуры), «Чистые
берега Еи», «Зоопарк семьи Кудиновых!»;
5) Акции «Парки Кубани», «Уход за памятниками»:
- памятник Ревкомовцам в парке им. М. Горького,
- памятник Госпиталю на р. Кавалерка (расстрелянным раненым в годы
ВО войны);
6) экспедиции «От родного порога» (посещение памятных мест
Кущёвского района);
 открытые дискуссионные площадки –
комплекс открытых
дискуссионных площадок:
1) общешкольные, классные родительские и ученические собрания, в их
рамках обсуждаются насущные проблемы;
2) встречи обучающихся с представителями администрации Кущёвского
сельского поселения, ОПДН, ГИБДД, МКЦ, медколледжа;
3) единые Дни правовых знаний:
9

 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
семьями
учащихся
спортивные
состязания,
праздники,
фестивали,
представления, которые открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
1)
спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья» традиционно для 1-2 кл.;
2) спортивный вечер «Лучший Новобранец школы» с приглашением
родителей обучающихся, традиционно для 8-11 кл.;
3) Дни открытых дверей;
4) День Памяти жертв ДТП,
5) Мероприятия, приуроченные ко Дню борьбы с наркоманией (26.06).
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы:
1) акции «Школа в праздничном убранстве!» (к началу учебного года, к
новогодним праздникам, к Весне Победы, к работе Летней Кампании);
2) инсценирование песен о ВО войне; видеоклипы «Война глазами
поколений»;
3) благоустройство «Кубанского подворья» через серию акций: «Разбивка
цветника», «Благоустройство куреня», «Оформление плетня», «Работа
над реквизитами Кубанского подворья» (убранство казачьей хаты, макеты
Казака и Казачки, кубанские костюмы, водоём);
4) День Учителя (праздничные поздравление учителей, концертная
программа), «Вечер встречи выпускников», День самоуправления;
5) тематические общешкольные линейки: «Первый звонок», «День
рождения школы», «Её имя носит школа», «Эхо Бесланской трагедии»,
«Кубань моя – моя отрада», «Весна Победы», «Последний звонок»;
концерты, конкурсные программы, Осенние праздники, День матери,
Новогодние праздники, День защитника Отечества, 8 Марта, День
Победы, выпускные вечера и др.;
6) экологические акции: «Кормушка – в школьный двор», «Покорми птиц»,
«Птичий городок» (изготовление скворечников),
«Школьное
лесничество»;
7) патриотические акции: «Имя Героя класса», «Школьный музей для
всех», «Читаем книги о войне», «Аллея Сиреневой Славы», «Сад
Победы», «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти», «Наша Победа»,
«Встреча участников автопробега».
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей:
- «Посвящение в первоклассники»;
- «Посвящение в пятиклассники»;
10

- «Посвящение в старшеклассники»
- «Прием в пионеры»;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
1) общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
2) награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также
классов, победивших в конкурсе «Лучший класс года».
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для него ролей: сценаристов, исполнителей, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство» (инвариантный).
Классный руководитель осуществляя работу с коллективом класса –
организует:
- индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с вверенным ему классом (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
11

профориентационной направленности), позволяющих с одной стороны, вовлечь
в них детей с самыми разными потребностями и тем самым, дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, став для них значимым и
интересным, задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в
беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги; однодневные и
многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса;
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, родителями,
выбор профессии, вуза, дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.),
когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи
и неудачи;
 коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
12

 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
урегулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении МАОУ СОШ № 4 им. В.В.Самсонкиной и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, поездок, походов, направленных на сплочение семьи и школы.
Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя
определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и
развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе
Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» (инвариантный).
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
13

общностей, которые объединят детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально-значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально-значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит через:
1) Спортивно-оздоровительную деятельность: секции ПДО, ШСК.
ООО – секция «Основы строевой и военной подготовки казаков», интенсив:
«Основы строевой подготовки»,
СОО – интенсив «Основы строевой подготовки».
2) Игровую деятельность: «Спортивные казачьи игры», интенсив
«Подвижные игры».
3) Познавательную деятельность:
НОО – кружки: «Этика: азбука добра», «Читаем, решаем, живём»,
«Робототехника», «Мир вокруг нас», «Шахматы»;
ООО – кружки: «Традиционная культура кубанского казачества», «Читаем,
решаем, живём», «Финансовая математика», «Наглядная геометрия», «Решение
текстовых задач», «Практикум по геометрии»;
элективные курсы: «Подводящие задачи при подготовке к итоговой
аттестации», «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
СОО – кружок: «Финансовая грамотность», «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ»,
«Математика. Подготовка к ЕГЭ», «Информатика. Подготовка к ЕГЭ»,
«Обществознание. Подготовка к ЕГЭ», «Физика. Подготовка к ЕГЭ». Интенсив
«От родного порога».
4) Проблемно-ценностное общение.
НОО – кружок «Тропинка к своему я», интенсив «От родного порога»;
ООО – кружки: «Школа безопасности», «Мой выбор», «Финансовая
грамотность», «Шахматы», «Тропинка к своему я»;
- клубы: «ДЮП», «Юный журналист», «ЮДП», Музейный клуб
«Хранитель»;
- элективные курсы: «Проектная и исследовательская деятельность»,
«Профессиональный навигатор»;
СОО – кружки: «Стоп-стресс», «Человек и профессия».
5) Туристско-краеведческую деятельность:
НОО – кружки: «Я – гражданин России», «История и культура Кубанского
казачества»;
ООО – кружки: «Я – гражданин России», «ОПК», «История и современность
кубанского казачества», клуб «Патриот»;
СОО – кружок «Я – гражданин России», деятельность отряда «Юнармия».
6) Художественное творчество: хор «Гармония».
14

Центр «Точка роста» даст старт потенциалу для совершенствования условий,
для повышения качества образования, расширение возможностей обучающихся
в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической
направленности, программ дополнительного образования естественно-научной
и технологической направленностей. Центр образования естественно-научной и
технологической направленностей «Точка роста» создан в рамках федерального
проекта «Современная школа» одного из 10 направлений национального
проекта «Образование», а также для практической отработки учебного
материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».
ООО – «Практическая биология», «Физика в задачах и экспериментах».
СОО – «Основы практической медицины», «Физика в задачах и экспериментах»
3.4. Модуль «Школьный урок» (инвариантный).
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
 включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
15

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Педагогические работники использую форму воспитательной работы
«Урок» для проведения: «Уроков Мужества», открытых уроков ОБЖ, правовых
уроков, а также уроков в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах
России».
Реализация школьными педагогами воспитательного процесса на уроках
осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
3. Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских
традиционных ценностей.
4. Эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию).
5. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
7. Экологическое воспитание.
8. Ценности научного познания (популяризация научных знаний среди
детей).
3.5. Модуль «Самоуправление» (инвариантный).
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Учащимся
младших и среднего звена не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, поэтому детское самоуправление может трансформироваться в
детско-взрослое самоуправление.
Школьное ученическое
самоуправление (ШУС) осуществляется
следующим образом:
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета школы, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления МАОУ СОШ № 4 им.
В.В.Самсонкиной и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы;
 через
работу
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций, рейдов,
флешмобов, вечеров);
 через деятельность советов ШУС,
строящих свою работу по
направлениям:
16

- военно-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- культурно-досуговое;
- волонтерское;
- проектно-инновационное;
- спортивно-массовое;
- информационное;
 через деятельность службы Медиации по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным социальным педагогом, психологом.
На уровне классов:
 через деятельность кандидатов от классов, лидеров, представляющих
интересы класса в общешкольных делах;
 через деятельность органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
 через организацию походов, экспедиций, экскурсий, поездок через
распределение среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями, оформлением рубрик классного уголка,
дежурством, и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения» (вариативный).
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в Положении общественного
объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в ДОО демократических
процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных
органов общему сбору объединения и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
 организацию общественно-полезных дел, дающих возможность получить
важный опыт личностного развития, направленный на помощь своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении;
17

 участие членов ДОО в волонтерской работе, направленной на благо. Это
участие школьников, как в проведении разовых акций, которые носят
масштабный характер, так и постоянной деятельности школьников.
ДОО «Маленькая страна» в начальной школе.
Младший школьный возраст – самоценный, ответственный период детства, в
котором развиваются те качества личности, которые в дальнейшем «позовут»
ребенка в детское объединение: клуб, отряд, организацию.
ДОО в начальной школе – прообраз детского объединения. Оно дает
возможность реализации идей общения и сотрудничества не только со
сверстниками, но и со старшими ребятами и взрослыми.
Важными для младших школьников являются внешние атрибуты объединения,
элементы формы и включение в ритуалы, традиции.
Формы реализации программ ДОО в начальной школе: воспитывающая игра,
игра-путешествие, линейки, сборы, праздники.
К окончанию начальной школы ребятам предстоит сделать первые в своей
жизни выборы собственной позиции: претендовать на лидерство, выполнять
разовые поручения, реализовать собственный социальный проект, просто быть в
организации.
Реализация воспитательного потенциала ДОО «Маленькая страна» в
начальной школе проявляется в приобретении:
- навыков практической деятельности в первичной организации;
- первого опыта коллективного взаимодействия в объединении;
- первых практик участия в процедурах управления;
- первого опыта ответственного выбора.
ДОО «Содружество» в основной школе.
В ДОО «Содружество» у подростка имеется:
возможность выбора реального объединения: Российское движение
школьников (РДШ), Юнармия, «ЮИД», «ЮДП», «ДЮП», волонтерское
движение (волонтерский отряд «Беспокойные сердца»), архивно-поисковый
отряд школы «Кущёвский рубеж», музейный клуб «Хранители», клуб «Патриот»;
- участие в процессах планирования и реализации задуманного;
- приобретение лидерских качеств.
Реализация воспитательного потенциала ДОО в основной школе проявляется:
- в сформированности чувства принадлежности к своей организации;
- формировании идентичности себя, как члена организации;
- в готовности к сотрудничеству;
- в участии в социально-значимой деятельности;
- в ответственности за результат.
ДОО «Содружество» в старшей школе.
ДОО «Содружество» в старшей школе реализуется через:
- приобретение положительного опыта взаимодействия в различных видах
деятельности: «Юнармия», Российское движение школьников (РДШ),
волонтерское движение;
- формирование навыков принятия трудных решений, способности делать
сложный нравственный и социальный выбор;
- творческую реализацию общих интересов старшеклассников.
18

Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы» (вариативный).
Экскурсии, экспедиции, походы помогают расширить кругозор, получить
новые знания об окружающей школьника социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
Эти возможности реализуются в следующем:
 пешие прогулки, экскурсии, походы выходного дня, организуемые в
классах - классными руководителями с привлечением родителей школьников:
 исторические, поисковые, экологические экспедиции для углубленного
изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей,
произошедших здесь культурно-исторических событий, знакомство с историкокультурными ландшафтами, флорой и фауной;
 Несение Почетной «Вахты Памяти» на Посту № 1:
- у мемориала «Аллея Памяти» в парке 30-тилетия Победы;
- у Памятника расстрелянных раненых госпиталя в годы ВО войны на р.
Кавалерка;
- у стенда «Помним! Гордимся! Наследуем!» рекреации школы «Патриот»;
 многодневные походы с обязательным привлечением школьников к
коллективному:
- планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных
ночевок и переходов);
- организации (подготовка необходимого снаряжения и питания);
- проведению (распределение среди школьников основных видов работ и
соответствующих им ответственных должностей);
- анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного
костра и всего похода - по возвращению домой);
 школьный туристический слёт;
 летний передвижной палаточный лагерь «Турист» (программа лагеря
включает мини-походы, марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады,
экспедиции, квесты, игры, соревнования, конкурсы).
3.8. Модуль «Профориентация» (инвариантный).
Совместная деятельность педагогов и школьников включает в себя:
- профессиональное просвещение;
- диагностику и консультирование по проблемам профориентации;
- организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка: подготовить к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку к осознанному планированию и реализацию своего
профессионального будущего;

19

 профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов,
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия станицы Кущёвской:
ООО «ФК «КОМУС-УПАКОВКА», АО «163-бронетанковый ремонтный
завод», ООО «МАРТИН», ЗАО «ЛАЙКА», ООО «Кущёвский ЗСМ», ООО
«ДВВ-АГРО»;
 района, края, дающие начальные представления о существующих
профессиях, условиях работы людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях края, ст.
Кущёвской: АНПОО «СК ГТК», ГБПОУ КК «Ленинградский технический
колледж» филиал Кущёвская, ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж», в
вузах;
 организация на базе школы ПЛДП, ЛТО профориентационных смен, в
работе которых принимают участие специалисты в области профориентации,
для углубленного знакомства с теми или иными профессиями, их спецификой;
 совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн- курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе Всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных
задач, участие в мастер классах, посещении открытых уроков; проектория
«Большая перемена»
 индивидуальные консультации психолога для школьников, их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся для самоопределения
выбора профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках курса внеурочной
деятельности «Мой выбор», «Профессиональный навигатор», «Человек и
профессия»;
 в рамках профориентационных встреч, бесед с выпускникамикурсантами военных училищ, студентами ВУЗов, СУЗов.
3.9. Модуль «Школьные медиа» (вариативный).
Цель школьных медиа:
- развитие коммуникативной культуры школьников;
- формирование навыков общения и сотрудничества;
- поддержка творческой самореализации обучающихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
 школьный медиацентр – группа обучающихся, осуществляющая
информационно-техническую поддержку школьных мероприятий: видеосъемку,
мультимедийное сопровождение праздников, конкурсов, вечеров;
20

 школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы, социальную сеть Instagram
с целью освещения деятельности в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой школьниками,
учителями и родителями открыто обсуждаются значимые для школы вопросы;
 участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Профилактика» (инвариантный).
В данном модуле профилактическая работа реализуется по следующим
направлениям:
I направление – профилактика безнадзорности и беспризорности,
преступлений и правонарушений, реализации Закона № 1539.
Реализуется через:
- обеспечение выполнение ФЗ - № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ОО;
- выполнение плана межведомственной
профилактической акции
«Подросток»;
организация
деятельности
по
своевременному
выявлению
несовершеннолетних,
с
которыми
необходима
индивидуальная
профилактическая работа;
- организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (через
ПЛДП, ЛТО на базе школы);
- работа по обеспечению полной занятости обучающихся во внеурочное,
каникулярное время;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация обучающихся, находящихся в
социально-опасном положении (СОП), ТЖС;
- выявление, пресечение и предупреждение
случаев
вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных
действий;
- воспитание уважения к Закону и правопорядку.
II направление – профилактика потребления несовершеннолетними
наркотических, токсических, психоактивных веществ (ПАВ), алкогольной
продукции, табакокурения, никотинсодержащей продукции через реализацию
краевой программы «Антинарко».
III направление – формирование жизнестойкости несовершеннолетних,
обеспечение психологической безопасности для благополучного и безопасного
детства, организация профилактической работы по предупреждению
суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости;
IV направление – профилактика буллинга, экстремизма и укрепление
толерантности;
V направление – профилактика жестокого обращения с детьми,
предупреждение преступлений против половой
неприкосновенности
несовершеннолетних, предупреждение самовольных уходов из дома, из школы.
21

VI направление – профилактика детского
дорожно-транспортного
травматизма, ЧС и ЧП с обучающимися (через реализацию программы
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся
«Безопасные дороги Кубани», профилактических мероприятий «Внимание –
дети!»).
На внешкольном уровне:
-осуществление межведомственного взаимодействие со специалистами служб
систем профилактики района, поселения;
-межведомственные профилактические акции;
-реализация мероприятий по программам: «Антинарко», «Безопасные дороги
Кубани» и т.д.
На школьном уровне:
-работа специалистов ШВР; СП;
-заседания ШВР, СП;
-учеба специалистов школы в вопросах организации, реализации
профилактической работы.
На классном уровне:
- первичная профилактика, предупреждение возникновения факторов риска
проявления противоправных деяний, правонарушений в каждом из направлений
данного модуля;
- социометрия;
- классные часы, беседы, диспуты, круглые столы, акции, конкурсы,
рейдовые мероприятия, дежурства;
- мониторинг: ежедневной занятости обучающихся, состоящих на всех
видах профилактического учета; социальных сетей;
- посещение семей обучающихся;
- выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней
стадии;
- обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьи.
На индивидуальном уровне.
Формы и методы индивидуальной профилактической работы с
обучающимися:
- изучение особенностей личности подростков;
- занятия с психологом по коррекции их поведения;
- посещения на дому с целью контроля за досугом, занятостью в свободное
от занятий время (по запросу и сложившейся ситуации);
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к
занятиям;
- психолого-педагогическое консультирование родителей, учителейпредметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению
подростков;
- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность;
- вовлечение несовершеннолетних в систему объединений дополнительного
образования с целью организации занятости в свободное время.
Профилактическая работа реализуется через:
- комплексные мероприятия (классные часы, профилактические беседы,
22

минутки-безопасности, радиолинейки, наглядные пособия, буклеты, памятки,
инструктажи по ТБ, анкетирование, мониторинг социальных сетей,
социально-психологическое тестирование, викторины, круглые столы,
спортивные праздники, агитбригады);
- межведомственное взаимодействие с КДН и ЗП Кущёвского района,
Управлением по вопросам семьи и детства, управлением социальной защиты
населения, ОПДН, администрацией Кущёвского сельского поселения.
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» (вариативный).
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной
организации,
обогащает
внутренний
мир,
способствует
формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком школы, ее традиций и обычаев.
Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через такие
формы работы школы, как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов) и их периодическая переориентация;
 размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, фотоотчетов о событиях школы;
 озеленение пришкольной территории: разбивка клумб, оборудование во
дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на
зоны активного и тихого отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, создающее повод для совместной
фантазии и творчества, для длительного общения классного руководителя со
своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы), для школьной
повседневности, торжественных моментов,
ключевых общешкольных дел,
знаковых событий в жизни школы;
 организация и проведение конкурсов, творческих, социальных проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории: сооружение
альпийских горок, «Урожайные грядки – огорода школы», закладка «Сада
Памяти», благоустройство Аллеи «Сирень 45 года», «Кубанский дворик».
3.12. Модуль «Работа с родителями» (инвариантный).
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
на групповом уровне:

23

 общешкольный родительский комитет, Наблюдательный совет школы,
участвующие в управлении,
решении вопросов учебно-воспитательного
процесса школьников МОАУ СОШ № 4 им. В.В. Самсонкиной;
 дни открытых дверей для получения представления о ходе организации:
- учебно-воспитательного процесса в школе: посещение
уроков,
внеурочных занятий;
- организации питания в школьной столовой;
 общешкольные родительские собрания, всеобучи для просвещения и
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся,
для разработки ценных рекомендаций и советов от психологов, врачей, узких
специалистов;
 семейные клубы: родителей (законных представителей), детей и
педагогов для совместного досуга и общения, обмена творческим опытом и
находками в деле воспитания, развития и становления;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте для обсуждения
интересующих вопросов, дистанционных консультаций психологов и
педагогов.
на индивидуальном уровне:
 работа специалистов службы школьной Медиации, СП, ШВР по
запросу родителей для разрешения конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических малых педсоветах при
возникновении проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
школьника, в работе Совета профилактики, выездных рейдовых мероприятиях,
дежурствах, в работе родительских патрулей;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
 индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
24

общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
-какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
школьников удалось решить за минувший учебный год;
-какие проблемы решить не удалось и почему;
-какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, Советом школы
и членами общешкольного
родительского комитета.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ШУС, при необходимости – их
анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании МО
классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
1) качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
2) качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
3) качеством организуемой в школе внеурочной деятельности и
25

дополнительного образования;
4) качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
5) качеством существующего в школе ученического самоуправления;
6) качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
7) качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
8) качеством профориентационной работы школы;
9) качеством работы школьных медиа;
10) качеством организуемой профилактической работы в школе;
11) качеством организации предметно-эстетической среды школы;
12) качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».