РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5-9 классов
Описание образовательной программы
Программа по русскому языку на
уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает
общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана,
а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает
содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом
классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения
программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный
язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России,
национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального
общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской
Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость
русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им
в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание
его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно
и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в
различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои
базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов
России.
Обучение русскому языку направлено
на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося,
развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку
ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного
умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных
форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено
на достижение следующих целей:
осознание и проявление
общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как
к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре
и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как
инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных
взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском
языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических
ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного
запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных
грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой
деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие
с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной
деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения,
анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения
русского языка;
развитие функциональной
грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать
и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика
и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки
текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла,
коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный
предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература»
и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение
русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в
неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4
часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа
(3 часа в неделю).