РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7381158) учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 1 – 4 классов
Описание образовательной программы
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
(предметная область «Технология») (далее соответственно – программа по труду
(технологии), труд (технология) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы труду (технологии),
тематическое планирование, поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и
задачи изучения учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные
линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами
технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по
труду (технологии) включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду
(технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них
функциональной грамотности на базе освоения культурологических и
конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, приобретение практических умений, необходимых для разумной
организации собственной жизни, воспитание ориентации на будущую трудовую
деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей
ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на
решение системы задач:
формирование общих представлений о
технологической культуре и организации трудовой деятельности как важной части
общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и
представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности
человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической
грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией
(рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и
представлений о различных материалах, технологиях их обработки и
соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов,
психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие
способности творческого использования полученных знаний и умений в практической
деятельности;
развитие познавательных психических процессов
и приемов умственной деятельности в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления,
способностей к конструкторской и к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду,
людям труда, культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур,
отраженных в материальном мире;
воспитание понимания социального значения
разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты
труда;
воспитание готовности участия в трудовых
делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств:
организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к
работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к
продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления
к творческой самореализации;
становление экологического сознания,
внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание
взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к
коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к
взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии)
включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются
общими для каждого года обучения:
труд, технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов:
работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом,
с текстильными материалами и другими доступными материалами (например, пластик,
поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с
конструктором (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги,
картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника
(с учетом возможностей материально-технической базы образовательной
организации);
ИКТ (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду
(технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая
направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии)
осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами:
«Математика» (моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными
числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности,
законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир»
(природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой
деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и
обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение»
(работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для
изучения труда (технологии), – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в
неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе –- 34 часа (1 час в
неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).