РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7332332) учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты
Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам
освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных
в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает
непосредственное применение при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в
логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных
вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1.
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
2.
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
3.
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
4.
подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ
РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и
непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1.
«Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2.
«Основы военной подготовки».
Модуль № 3.
«Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4.
«Безопасность в быту».
Модуль № 5.
«Безопасность на транспорте».
Модуль № 6.
«Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7.
«Безопасность в природной среде».
Модуль № 8.
«Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9.
«Безопасность в социуме».
Модуль № 10.
«Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11.
«Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на
уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение
универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей
(тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть
опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно
действовать».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения
тренажёрных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и
дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить
педагога и практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых
глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост
военной напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся
распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение
медико-биологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического
равновесия и другие) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не
только для самого человека, но также для общества и государства. При этом
центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни
и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение
приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян,
направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской
идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для
обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими документами в
области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021
г. № 400, Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030
года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №
474, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через
приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы
взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области
безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.
Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности,
которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках.
Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем
безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства,
а также актуализировать для выпускников построение модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные
вызовы и угрозы. ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование
ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных
ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа,
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию
условий устойчивого развития общества и государства
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего
образования является овладение основами военной подготовки и формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность применять принципы и правила
безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости
ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение
знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе,
исполнению долга по защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции,
осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и
государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на
уровне среднего общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом
классе).