РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7310967) учебного предмета «Физика. Углублённый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов
Описание образовательной программы
Программа по физике на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного
предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
Программа по физике определяет обязательное
предметное содержание, устанавливает рекомендуемую последовательность изучения
тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике даёт представление о целях, содержании, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Физика» на углублённом уровне.
Изучение курса физики углублённого уровня
позволяет реализовать задачи профессиональной ориентации, направлено на
создание условий для проявления своих интеллектуальных и творческих
способностей каждым обучающимся, которые необходимы для продолжения образования
в организациях профессионального образования по различным физико-техническим и
инженерным специальностям.
В программе по физике определяются
планируемые результаты освоения курса физики на уровне среднего общего
образования: личностные, метапредметные, предметные (на углублённом уровне).
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу по
физике на уровне среднего общего образования на углублённом уровне, является
системно-деятельностный подход.
Программа по физике включает:
планируемые результаты освоения курса физики
на углублённом уровне, в том числе предметные результаты по годам обучения;
содержание учебного предмета «Физика» по
годам обучения.
Программа по физике имеет примерный характер
и может быть использована учителями физики для составления своих рабочих
программ.
Программа по физике не сковывает творческую
инициативу учителей и предоставляет возможности для реализации различных методических
подходов к преподаванию физики на углублённом уровне при условии сохранения
обязательной части содержания курса.
Физика как наука о наиболее общих законах
природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный
вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики –
системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определило характер и бурное развитие
разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса,
получения новых материалов с заданными свойствами. Изучение физики вносит
основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающегося, в
формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных
исследований.
В основу курса физики на уровне среднего
общего образования положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы
его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс
является логически завершённым, он содержит материал из всех разделов физики,
включает как вопросы классической, так и современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал
курса физики объединён вокруг физических теорий. Ведущим в курсе является
формирование представлений о структурных уровнях материи, веществе и поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает
использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи
развития физики с развитием общества, а также с мировоззренческими,
нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс физики углублённого уровня
предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических
приложений изученных теорий и законов. При этом рассматриваются на уровне общих
представлений и современные технические устройства, и технологии.
Идея экологизации реализуется посредством введения
элементов содержания, посвящённых экологическим проблемам современности,
которые связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем
рационального природопользования и экологической безопасности.
Освоение содержания программы по физике
должно быть построено на принципах системно-деятельностного подхода. Для физики
реализация этих принципов базируется на использовании самостоятельного
эксперимента как постоянно действующего фактора учебного процесса. Для
углублённого уровня – это система самостоятельного ученического эксперимента,
включающего фронтальные ученические опыты при изучении нового материала,
лабораторные работы и работы практикума. При этом возможны два способа
реализации физического практикума. В первом случае практикум проводится либо в
конце 10 и 11 классов, либо после первого и второго полугодий в каждом из этих
классов. Второй способ – это интеграция работ практикума в систему лабораторных
работ, которые проводятся в процессе изучения раздела (темы). При этом под
работами практикума понимается самостоятельное исследование, которое проводится
по руководству свёрнутого, обобщённого вида без пошаговой инструкции.
В программе по физике система ученического
эксперимента, лабораторных работ и практикума представлена единым перечнем.
Выбор тематики для этих видов ученических практических работ осуществляется
участниками образовательного процесса исходя из особенностей поурочного
планирования и оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается овладение
обучающимися умениями проводить прямые и косвенные измерения, исследования зависимостей
физических величин и постановку опытов по проверке предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчётных
и качественных задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи
с явно заданной и неявно заданной физической моделью, позволяющие применять
изученные законы и закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя
применение знаний из разных разделов. Для качественных задач приоритетом
являются задания на объяснение/предсказание протекания физических явлений и процессов
в окружающей жизни, требующие выбора физической модели для ситуации
практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к
материально-техническому обеспечению учебного процесса курс физики углублённого
уровня на уровне среднего общего образования должен изучаться в условиях
предметного кабинета. В кабинете физики должно быть необходимое лабораторное
оборудование для выполнения указанных в программе по физике ученических опытов,
лабораторных работ и работ практикума, а также демонстрационное оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в
соответствии с принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку
перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для исследования
изучаемых явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их
технических применений.
Лабораторное оборудование для ученических
практических работ формируется в виде тематических комплектов и обеспечивается
в расчёте одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты
лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном использовании
аналоговых и цифровых приборов, а также компьютерных измерительных систем в
виде цифровых лабораторий.
Основными целями изучения физики в общем
образовании являются:
формирование интереса и стремления
обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и
творческих способностей;
развитие представлений о научном методе
познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как
результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование умений объяснять явления с
использованием физических знаний и научных доказательств;
формирование представлений о роли физики для
развития других естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах
будущей профессиональной деятельности, связанных с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей обеспечивается решением
следующих задач в процессе изучения курса физики на уровне среднего общего
образования:
приобретение системы знаний об общих
физических закономерностях, законах, теориях, включая механику, молекулярную
физику, электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
формирование умений применять теоретические
знания для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни;
освоение способов решения различных задач с
явно заданной физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное
создание физической модели, адекватной условиям задачи, в том числе задач
инженерного характера;
понимание физических основ и принципов
действия технических устройств и технологических процессов, их влияния на
окружающую среду;
овладение методами самостоятельного
планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации
информации, определения достоверности полученного результата;
создание условий для развития умений
проектно-исследовательской, творческой деятельности;
развитие интереса к сферам профессиональной
деятельности, связанной с физикой.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО
углублённый уровень изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего
общего образования выбирается обучающимися, планирующими продолжение
образования по специальностям физико-технического профиля.
Предлагаемый в программе по физике перечень
лабораторных и практических работ является рекомендованным, учитель делает
выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся.