РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7324183) учебного предмета «Литература» для обучающихся 5-9 классов
Описание образовательной программы
Рабочая программа по литературе на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в
наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как
учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые
содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного
образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений
русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных
категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное
образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта
преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне
начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным
предметом "История" и учебными предметами предметной области
"Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру
и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все
этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей
русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и
зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при
изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета
«Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности
в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания
литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в
развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких
духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием
литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации,
осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего
народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию
отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной
литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему
достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма,
формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу
культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием
значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с
формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества,
ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в
том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе,
чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием
квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и
историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического
вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику
произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию
и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты
художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность
их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и
сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном
процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием
различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием
обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и
письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать
произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать
в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно
отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение
предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно
изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования
рассчитано на 442 часа.