РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7289631) учебного предмета «Биология. Базовый уровень» для обучающихся 10 – 11 классов
Описание образовательной программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую
основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета
«Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности
целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки
выпускников, положения об общих целях и принципах, характеризующих современное
состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации, а также
положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и
обеспечении существования человеческого общества. Согласно названным
положениям, определены основные функции программы по биологии и её структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Биология», определяет обязательное предметное содержание, его
структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность
изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики образовательного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к
планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в
формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий
обучающихся по освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень)
реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием
естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным
отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением
общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга
и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии уделено
внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний
человека, медико-генетического консультирования, обоснования экологически
целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния
хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных
экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета
«Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из
актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает
формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично
развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает
важное место. Она обеспечивает формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт условия
для: познания законов живой природы, формирования функциональной грамотности,
навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического мышления,
ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения
воспитательных и развивающих задач среднего общего образования, социализации
обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования
интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков, эстетической
культуры, способствует интеграции биологических знаний с представлениями из
других учебных предметов, в частности, физики, химии и географии. Названные
положения о предназначении учебного предмета «Биология» составили основу для
определения подходов к отбору и структурированию его содержания,
представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на
базовом уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в
окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания,
которые служат основой для формирования представлений о современной
естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих
гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в
программе по биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного
познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом
уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти
знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения
различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология»
на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических
теориях, учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих
основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых систем
разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в
биологии;
формирование у обучающихся познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях
развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры,
функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления
окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при
изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать
значение биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком
живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения
уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей
среде, собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология»,
изучаемая на базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим
в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего
образования отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе – 34 часа (1 час в неделю).