РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7235132) учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 1 – 4 классов
Описание образовательной программы
Пояснительная
записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
Содержание
обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно
формировать средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся
на уровне начального общего образования.
Планируемые
результаты освоения программы по труду (технологии) включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по
труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью
программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся,
формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических
и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах
его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им
практических умений, приобретение практических умений, необходимых для разумной
организации собственной жизни, воспитание ориентации на будущую трудовую
деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей
ремесел и технологий.
Программа по
труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование
общих представлений о технологической культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление
элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как
результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах
и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и
профессиях;
формирование
основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей
технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование
элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их
обработки и соответствующих умений;
развитие
сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение культурного
кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и
умений в практической деятельности;
развитие
познавательных психических процессов и приемов умственной деятельности в ходе
выполнения практических заданий;
развитие гибкости
и вариативности мышления, способностей к конструкторской и к изобретательской
деятельности;
воспитание
уважительного отношения к труду, людям труда, культурным традициям, понимания
ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире;
воспитание
понимания социального значения разных профессий, важности ответственного
отношения каждого за результаты труда;
воспитание
готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие
социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание
интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление
экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей
природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание
положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры
общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание
программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных
единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения:
труд, технологии,
профессии и производства;
технологии ручной
обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с
природным материалом, с текстильными материалами и другими доступными
материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и
моделирование: работа с конструктором (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации), конструирование и
моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и
текстильных материалов, робототехника (с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе
освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной
деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности,
коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать
информацию.
В программе по
труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными
предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчетов, вычислений,
построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами,
телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы
и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для
мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык»
(использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных
текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии).
Общее число
часов, рекомендованных для изучения труда (технологии), – 135 часов: в 1 классе
– 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе
–- 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).