РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7468141) учебного предмета «Литература. Углубленный уровень» для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Программа по учебному предмету «Литература»
(на углублённом уровне) для обучения на уровне среднего общего образования
составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г.
№41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №
1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной образовательной программы
среднего общего образования (в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016
федерального учебно-методического объединения по общему образованию), с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так
как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в
средней школе на углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных
произведений в историко-литературном и историко-культурном контекстах,
интерпретация произведений в соответствии с возрастными особенностями
старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на углубленном уровне
на уровне среднего общего образования преемственно по отношению к курсу
литературы на уровне основного общего образования и сопрягается с курсом
литературы, изучаемым на базовом уровне. Изучение литературы строится с учетом
обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе «Слово о полку
Игореве»; стихотворений М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»; стихотворений и баллад В.А. Жуковского; комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»; произведений А.С. Пушкина (стихотворений, романов «Евгений
Онегин» и «Капитанская дочка»); произведений М.Ю. Лермонтова (стихотворения,
романа «Герой нашего времени»); произведений Н.В. Гоголя (комедии «Ревизор»,
поэма «Мертвые души»). В процессе изучения литературы на уровне среднего общего
образования происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом
русского языка, истории и предметов художественного цикла, с разными разделами
филологической науки и видами искусств на основе использования как аппарата
литературоведения, так и литературной критики, что способствует формированию
художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию
умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию,
пониманию и интерпретации произведений художественной литературы.
В рабочей программе учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы,
включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся
указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
Отличие углублённого уровня литературного
образования от базового обусловлено планируемыми предметными результатами,
которые реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся
в соответствии с учебным планом образовательной организации, обеспечивающей
профильное обучение. Литературное образование в старшей школе на углублённом
уровне предполагает более активное использование самостоятельной
исследовательской деятельности обучающихся, являющейся способом введения
старшеклассников в ту или иную профессиональную практику, связанную с
профильным гуманитарным образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней
школе состоят в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений,
и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой
сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между
языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры и
базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, формировании у обучающихся литературного вкуса, развитии
филологической культуры, ведущей к овладению комплексным филологическим
анализом художественного текста, осмыслению функциональной роли
теоретико-литературных понятий, пониманию коммуникативно-эстетических
возможностей языка литературных произведений, а также позволяет
совершенствовать устную и письменную речь обучающихся на примере лучших
литературных образцов, создавать собственные письменные творческие работы и устные
доклады о прочитанных книгах, осуществлять целенаправленную подготовку к
будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и
воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных во ФГОС
СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства
причастности к отечественным традициям и осознанием исторической
преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры,
состоят в систематическом приобщении старшеклассников к наследию отечественной
и зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы; воспитании
уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и
эстетическому феномену; освоении в ходе её изучения духовного опыта
человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности,
способной к созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и
осознанию культурной самоидентификации на основе изучения литературных
произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого
интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него
– к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие постоянной потребности обучающихся в
чтении художественных произведений в течение всей жизни; знание содержания и
осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и
современной литературы, в том числе литератур народов России; сознательное
включение чтения в собственную досуговую деятельность и умение планировать и
корректировать свою программу чтения; участвовать во внеурочных мероприятиях,
содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной
культуре, и вовлекать к этот процесс своих сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских
качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования
прочитанного, направлены на развитие умений комплексного филологического анализа
художественного текста и осмысление функциональной роли теоретико-литературных
понятий, в том числе анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности,
культурного контекста и связей с современностью на основе понимания и
осмысленного использования в процессе анализа и интерпретации произведений
художественной литературы терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием
понятия об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о
множественности литературно-художественных стилей разных эпох, литературных
направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения,
а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной
картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской
позиции; развитием представления о специфике литературы как вида искусства,
культуры читательского восприятия, качеств квалифицированного читателя,
обладающего образным и аналитическим мышлением, эстетическим вкусом,
интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной отзывчивостью, а
также умением сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с научными, критическими и художественными интерпретациями в
других видах искусств; развитием представлений об основных направлениях
литературной критики, о современных профессиональных подходах к анализу
художественного текста в литературоведении; развитием способности осуществлять
поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление информации с
использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и
электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением основами
учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приёмами цитирования и творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка, нацелены на развитие
представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства и об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, на свободное владение разными способами информационной переработки
текстов, на умение анализировать, аргументированно оценивать и редактировать
собственные и чужие высказывания, использовать в своей исследовательской и
проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной
жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах
среднего общего образования отводится 340 ч., в 10 класса - 170 часов (5 часов
в неделю), в 11 классе - 170 часов (5 часов в неделю).