РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7940812) учебного предмета «География. Углублённый уровень» для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Рабочая программа на углублённом уровне по
географии нацелена на достижение обучающимися предметных результатов освоения
основной образовательной программы по географии на углублённом уровне в
соответствии с ФГОС СОО. Программа включает требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и
разработана с учётом Концепции развития географического образования.
Программа включает предметные требования на
углублённом уровне, которые отражают в том числе и требования, предъявляемые
обучающимся в географии на базовом уровне на уровне среднего общего
образования.
Согласно своему назначению, рабочая программа
даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География», личностных, метапредметных и
предметных результатах обучения. В программе отражены содержание, объём и
порядок изучения курса географии на углублённом уровне с целью
профессионального самоопределения.
При сохранении нацеленности программы на
формирование базовых теоретических знаний географических наук особое внимание
уделено совершенствованию навыков самостоятельной познавательной деятельности с
использованием различных источников географической информации, в том числе
ресурсов геоинформационных систем. Программа даёт возможность дальнейшего
формирования у обучающихся функциональной грамотности – способности
использовать получаемые знания для решения жизненных проблем в различных сферах
человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях.
В рабочей программе углублённого уровня
географии обеспечивается преемственность программы основного общего
образования, в том числе в формировании основных видов учебной деятельности.
Обучающиеся получают возможность углубить знания основ географических наук,
приобретённые при изучении географии на уровне основного общего образования:
знания о природе Земли, которые будут способствовать развитию представлений о
целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных
природно-общественных территориальных систем; освоить необходимые в современном
мире знания экономической и социальной географии мира и сформировать умения их
применять, а также овладеть методами географических исследований, использовать
их для решения практико-ориентированных задач. Обучающиеся получат навыки
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению её условий, оценивания географических факторов, определяющих сущность
и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов,
явлений и экологических процессов.
Содержание географического образования на
уровне среднего общего образования должно учитывать факторы устойчивого
развития, постиндустриализации и информатизации мировой экономики.
В основу содержания учебного предмета
положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и
общества с позиций взаимозависимого и единого мира, фокусирование на
формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном
мире.
Главными факторами, определяющими
содержательную часть курса, явились интегративность и междисциплинарность
системы географических наук, их экологизация, гуманизация и
практико-ориентированность. Это позволило более чётко представить
географические аспекты происходящих в современном мире геополитических,
межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических,
геоэкологических событий и процессов, возможность дальнейшей специализации
обучающихся в области географических наук.
Содержание программы углублённого уровня
среднего общего образования по географии отражает взаимосвязь и
взаимообусловленность природных, социально-экономических процессов и явлений,
ориентируется на потребности с одной стороны, в географической грамотности
населения, с другой – в подготовке будущих специалистов различного
географического профиля.
В программе предусмотрены актуализация и
углубление знаний по географии России, в том числе о социально-экономических,
экологических проблемах, возможных способах их решения, овладение новыми видами
деятельности. Россия рассматривается как часть мирового сообщества, в контексте
мировых тенденций в сравнении с другими странами и регионами.
Углублённый уровень изучения предмета обеспечивается
за счёт:
более глубокого изучения фактологического и
теоретического материала, в том числе закономерностей, причинно-следственных
связей географических процессов и явлений, изучавшихся на уровне основного
общего образования;
включения нового фактологического и
теоретического материала, необходимого для формирования более полного
представления об особенностях развития современного мирового хозяйства и его
отдельных отраслей, демографических, природных процессов и процессов
взаимодействия природы и общества;
повышения уровня самостоятельности
обучающихся за счёт расширения набора факторов, которые нужно принимать во
внимание при осуществлении таких видов деятельности, как сравнение, объяснение,
оценка с разных точек зрения, принятие решений при реализации задач;
включения новых активных видов деятельности,
соответствующих целям изучения предмета «География».
Изучение географии на углублённом уровне
должно предоставить обучающимся возможность для продолжения образования по
направлениям подготовки (специальностям), связанным с физической географией,
общественной географией, картографией, а также смежным с ними (экология,
природопользование, землеустройство, геология, демография, урбанистика) и
другим профильным специальностям.
При изучении географии на углублённом уровне
важно использование межпредметных связей с историей, обществознанием, физикой,
химией, биологией и другими учебными предметами.
Цели изучения географии на углублённом
уровне на уровне среднего общего образования направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма,
взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов
мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими
проблемами современности с позиций постиндустриализации и устойчивого развития,
с ролью России как
составной части мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на
основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях, о методах геоэкологического изучения
географического пространства, о географических аспектах экологических проблем
человечества и путях их решения в мире и России с позиций устойчивого развития
общества и формирования ценностного отношения к проблемам взаимодействия
человека и общества;
3) формирование в завершённом виде основ
географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков
самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения
комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в
реальной действительности; приобретение навыков гражданского действия,
самостоятельного получения новых знаний;
5) формирование системы географических знаний
и умений, необходимых для решения проблем различной сложности в повседневной
жизни с позиций понимания географических аспектов достижения целей устойчивого
развития; для решения комплексных задач, требующих учёта географической
ситуации на конкретной территории, моделирования природных,
социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учётом
пространственно-временных условий и факторов; для выявления географической
специфики и роли России в условиях стремительного развития трансграничных,
интеграционных процессов в мировой экономике, политике, безопасности,
социальной и культурной жизни;
6) развитие навыков решения профессионально
ориентированных задач для подготовки к продолжению образования в выбранной
области, подведение к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории в области географии.
Реализация в программе указанных целей
предусматривает повторение курса географии за курс основного общего
образования.
Изучение географии на углублённом уровне в
10–11 классах предусматривается в социально-экономическом профиле.