РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7946008) учебного предмета «Информатика» (углублённый уровень) для обучающихся 10 – 11 классов
Описание образовательной программы
Программа по информатике (углублённый
уровень) на уровне среднего общего образования разработана на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа по информатике даёт представление о
целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по
разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам
изучения), даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам
курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
Программа по информатике определяет
количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого
года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля
(промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является основой
для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования
курса учителем.
Информатика в среднем общем образовании
отражает:
сущность информатики как научной дисциплины,
изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики,
прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и
информационной деятельности.
Курс информатики для уровня среднего общего
образования является завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в
области информатики и информационно-коммуникационных технологий, опирается на
содержание курса информатики уровня основного общего образования и опыт
постоянного применения информационно-коммуникационных технологий, даёт
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Результаты углублённого уровня изучения
учебного предмета «Информатика» ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной
области, так и в смежных с ней областях. Они включают в себя:
овладение ключевыми понятиями и
закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание
соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать
различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной
области;
умение решать типовые практические и
теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
наличие представлений о данной предметной
области как целостной теории (совокупности теорий), основных связях со смежными
областями знаний.
В рамках углублённого уровня изучения
информатики обеспечивается целенаправленная подготовка обучающихся к
продолжению образования в организациях профессионального образования по
специальностям, непосредственно связанным с цифровыми технологиями, таким как
программная инженерия, информационная безопасность, информационные системы и
технологии, мобильные системы и сети, большие данные и машинное обучение,
промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, технологии беспроводной
связи, робототехника, квантовые технологии, системы распределённого реестра,
технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Основная цель изучения учебного предмета
«Информатика» на углублённом уровне среднего общего образования – обеспечение
дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к
жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах
должно обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного
на понимании роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в
современном обществе;
сформированность основ логического и
алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и
оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и
связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии
информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных
технологий;
принятие правовых и этических аспектов
информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в
создание и использование информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков
учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности,
мотивации обучающихся к саморазвитию.
В содержании учебного предмета «Информатика»
выделяются четыре тематических раздела.
Раздел «Цифровая
грамотность» посвящён вопросам устройства компьютеров и других элементов
цифрового окружения, включая компьютерные сети, использованию средств
операционной системы, работе в сети Интернет и использованию интернет-сервисов,
информационной безопасности.
Раздел «Теоретические
основы информатики» включает в себя понятийный аппарат информатики, вопросы
кодирования информации, измерения информационного объёма данных, основы алгебры
логики и компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы
и программирование» направлен на развитие алгоритмического мышления,
разработку алгоритмов и оценку их сложности, формирование навыков реализации
программ на языках программирования высокого уровня.
Раздел «Информационные
технологии» посвящён вопросам применения информационных технологий,
реализованных в прикладных программных продуктах и интернет-сервисах, в том
числе в задачах анализа данных, использованию баз данных и электронных таблиц
для решения прикладных задач.
В приведённом далее содержании учебного
предмета «Информатика» курсивом выделены дополнительные темы, которые не входят
в обязательную программу обучения, но могут быть предложены для изучения
отдельным мотивированным и способным обучающимся.
Углублённый уровень изучения информатики
рекомендуется для технологического профиля, ориентированного на инженерную и
информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения информатики
обеспечивает: подготовку обучающихся, ориентированных на специальности в
области информационных технологий и инженерные специальности, участие в
проектной и исследовательской деятельности, связанной с современными
направлениями отрасли информационно-коммуникационных технологий, подготовку к
участию в олимпиадах и сдаче Единого государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах
одного года обучения может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке
рабочей программы и поурочного планирования.