РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7659691) учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности
литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а
богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах,
которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют
чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы
второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного
восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и
интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников,
их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования преемственно
с учебным предметом «Литература» на уровне основного общего образования,
изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных
произведений, в том числе «Слово о полку Игореве»; стихотворений М.В.
Ломоносова, Г.Р. Державина; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворений и
баллад В.А. Жуковского; комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведений
А.С. Пушкина (стихотворений, романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»);
произведений М.Ю. Лермонтова (стихотворений, романа «Герой нашего времени»);
произведений Н.В. Гоголя (комедии «Ревизор», поэмы «Мертвые души»); происходит
углубление межпредметных связей с русским языком и учебными предметами
предметной области «Общественно-научные предметы», что способствует развитию
речи, историзма мышления, формированию художественного вкуса и эстетического
отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы,
включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых
предметных результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся. Планируемые предметные результаты на углублённом уровне
реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся,
выбравших данный уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры,
базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка
художественных текстов и способствует совершенствованию устной и письменной
речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение указанных
целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих
перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении
старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении
в ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных,
философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и
ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к
ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры,
ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении художественных
произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений
русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур
народов России, а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение
составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во
внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению,
образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими
практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие
умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и
связей с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и
представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны
с развитием представления о специфике литературы как вида искусства и умением
сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения,
а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной
картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской
позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей
жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами
информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных
ресурсов, в том числе в сети Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3
часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю).