РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7661776) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального общения народов России,
национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и
духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению
обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию
нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира;
развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение
других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное
развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и
средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных,
естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на
процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков
самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является
основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и
социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в
условиях многонационального государства.
Программа по русскому
языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем
уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях
общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта
речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах
функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания
программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение
культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом),
на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в
учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной
сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета
«Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы
содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки
чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты,
графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации,
интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение
русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех
знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном
общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о
языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая
тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три
сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне
среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого
человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на
достижение следующих целей:
·
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях
русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование
ценностного отношения к русскому языку;
·
овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для
овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
·
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование
навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга
используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в
разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе
наблюдений за речью;
·
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию
в практической деятельности;
·
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений
применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
·
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за
исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке
и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах
среднего общего образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).