РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 7644300) учебного предмета «Биология. Углубленный уровень» для обучающихся 10 –11 классов
Описание образовательной программы
Программа по учебному предмету "Биология" (далее -
биология) на уровне среднего общего образования разработана на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и
основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Учебный предмет «Биология» углублённого уровня изучения (10–11
классы) является одним из компонентов предметной области «Естественно-научные
предметы». Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные предметы, изучаемые
на углублённом уровне, являются способом дифференциации обучения на уровне
среднего общего образования и призваны обеспечить преемственность между
основным общим, средним общим, средним профессиональным и высшим образованием.
В то же время каждый из этих учебных предметов должен быть ориентирован на
приоритетное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач,
связанных с профориентацией обучающихся и стимулированием интереса к конкретной
области научного знания, связанного с биологией, медициной, экологией,
психологией, спортом или военным делом.
Программа по учебному предмету "Биология" даёт
представление о цели и задачах изучения учебного предмета «Биология» на
углублённом уровне, определяет обязательное (инвариантное) предметное
содержание, его структурирование по разделам и темам, распределение по классам,
рекомендует последовательность изучения учебного материала с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. В программе по биологии реализован принцип
преемственности с изучением биологии на уровне основного общего образования,
благодаря чему просматривается направленность на последующее развитие
биологических знаний, ориентированных на формирование естественно-научного
мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни,
на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. В программе по
биологии также показаны возможности учебного предмета «Биология» в реализации
требований ФГОС СОО к планируемым личностным, метапредметным и предметным
результатам обучения и в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности обучающихся по освоению содержания биологического образования на
уровне среднего общего образования.
Учебный предмет «Биология» на уровне среднего общего образования
завершает биологическое образование в школе и ориентирован на расширение и
углубление знаний обучающихся о живой природе, основах молекулярной и клеточной
биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики, селекции, биотехнологии,
эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне
ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению биологического
образования в вузах и организациях среднего профессионального образования.
Основу его содержания составляет система биологических знаний, полученных при
изучении обучающимися соответствующих систематических разделов биологии на
уровне основного общего образования, в 10–11 классах эти знания получают
развитие. Так, расширены и углублены биологические знания о растениях,
животных, грибах, бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни,
дополнительно включены биологические сведения прикладного и поискового характера,
которые можно использовать как ориентиры для последующего выбора профессии.
Возможна также интеграция биологических знаний с соответствующими знаниями,
полученными обучающимися при изучении физики, химии, географии и математики.
Структура программы по учебному предмету "Биология"
отражает системно-уровневый и эволюционный подходы к изучению биологии.
Согласно им, изучаются свойства и закономерности, характерные для живых систем
разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения
биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе изучаются основы
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и
селекции, биотехнологии и синтетической биологии, актуализируются знания
обучающихся по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии человека. В 11 классе
изучаются эволюционное учение, основы экологии и учение о биосфере.
Учебный предмет «Биология» призван обеспечить освоение
обучающимися биологических теорий и законов, идей, принципов и правил, лежащих
в основе современной естественно-научной картины мира, знаний о строении,
многообразии и особенностях клетки, организма, популяции, биоценоза,
экосистемы, о выдающихся научных достижениях, современных исследованиях в
биологии, прикладных аспектах биологических знаний. Для развития и поддержания
интереса обучающихся к биологии наряду со значительным объёмом теоретического
материала в содержании программы по биологии предусмотрено знакомство с
историей становления и развития той или иной области биологии, вкладом отечественных
и зарубежных учёных в решение важнейших биологических и экологических проблем.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых
систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания в
формировании интереса к определённой области профессиональной деятельности,
связанной с биологией, или к выбору учебного заведения для продолжения
биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на
углублённом уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных
биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и
правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о
строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка, организм,
популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
ознакомление обучающихся с методами познания живой природы:
исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и клеточной
биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции, биотехнологии и
синтетической биологии, палеонтологии, экологии); методами самостоятельного
проведения биологических исследований в лаборатории и в природе (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование);
овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить,
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием
биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества;
оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей природной
среде, собственному здоровью и здоровью окружающих людей; обосновывать и
соблюдать меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в
природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные
научные открытия в области биологии;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей
в процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в
биологии, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования,
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в
целом и к отдельным её объектам и явлениям; формирование экологической,
генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции
естественно-научных знаний;
приобретение обучающимися компетентности в рациональном
природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны видов,
экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих
людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности
жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера)
на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни;
создание условий для осознанного выбора обучающимися
индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами
и потребностями региона.
Отбор организационных форм, методов и средств обучения биологии
осуществляется с учётом специфики его содержания и направленности на
продолжение биологического образования в организациях среднего
профессионального и высшего образования.
Обязательным условием при обучении биологии на углублённом уровне
является проведение лабораторных и практических работ. Также участие
обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ, тематика
которых определяется учителем на основе имеющихся материально-технических
ресурсов и местных природных условий.