РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) для обучающихся 10-11 классов
Описание образовательной программы
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего
общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по обществознанию на
уровне среднего общего образования реализует принцип преемственности примерных
рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в
выполнении системой образования функции интеграции молодежи в современное
общество и обеспечивает условия для формирования российской гражданской
идентичности, традиционных ценностей многонационального российского народа,
готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и
творческому самовыражению, взаимодействию с другими людьми на благо человека и
общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями обществоведческого образования в средней школе
являются:
·
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях
патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения
к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и
гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·
развитие личности
в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и
приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к
предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
·
развитие
способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
·
развитие интереса
обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
·
освоение системы
знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества,
адекватной современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательной программы, представленным в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования;
·
овладение
умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать
социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и
использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
·
совершенствование
опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных
норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и
общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и
оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего
образования учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания,
факты социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные отношения;
социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и
гражданина Российской Федерации; особенности современного российского общества
в единстве социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся
мире; различные аспекты межличностного и других видов социального
взаимодействия, а также взаимодействия людей и социальных групп с основными
институтами государства и гражданского общества и регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования
осуществляется в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику
учебного предмета на уровне среднего общего образования:
·
определение
учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него
положений и педагогическими целями учебного предмета с учетом познавательных
возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
·
представление в
содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов
человеческой деятельности в информационном обществе, условий экономического
развития на современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и
прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных проблем;
·
обеспечение
развития ключевых навыков, формируемых деятельностным компонентом
социально-гуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений,
работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности и при выборе профессии;
·
включение в
содержание предмета полноценного материала о современном российском обществе,
об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам
глобализации;
·
расширение
возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующей креативное мышление
и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание»
на базовом уровне среднего общего образования от содержания предшествующего
уровня заключается в:
·
изучении нового
теоретического содержания;
·
рассмотрении ряда
ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и разнообразных
связях и отношениях;
·
освоении
обучающимися базовых методов социального познания;
·
большей опоре на
самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные интересы
обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
·
расширении и
совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений, которые
осваивают обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных
ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание»
на базовом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного
времени на два года обучения составляет 136 часов (68 часов в год). Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.